Служба продажи готовых работ DipDip

    Главная   Каталог   Кабинет    
Консультации по телефону:
Skype Me™! 8-906-657-69-44
8-903-673-31-65
с 10:00 до 20:00 по Московскому времени
 
Поиск по сайту:
 

ГлавнаяПсихологияГотовность к отцовству и легкость принятия родительской позиции в зависимости от возраста отца  

Дипломная работа  на тему: Готовность к отцовству и легкость принятия родительской позиции в зависимости от возраста отца


Артикул товара: 31737
Цена: 1,500.00руб.
102
(*.rtf, *.doc, *.docx)

 
Описание

ВВЕДЕНИЕ    3
Глава 1 ОТЦОВСТВО КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ    11
1.1. Отцовство как личностный феномен    11
1.2 Структурно-психологическая модель отцовства    44
Глава 2 ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ    50
2.1 Проблема готовности к отцовству в семейной психологии    50
2.2. Экспериментальные исследования отцовства в период взрослости    67
ГЛАВА 3 ПСИХОДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ И ПРИНЯТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ    79
3.1 Формирование выборки и гипотеза диагностики    79
3.2 Самооценка готовности к отцовству    82
3.3 Интерпретация результатов    86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ    97
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы: Процессы и закономерности акмеологического этапа онтогенеза не обделены вниманием исследователей как в психологии, педагогике, физиологии и психофизиологии, так и на стыке этих наук множество работ посвящено как раздельному, так и взаимосвязанному прогнозированию развития индивидуальности. Однако, несмотря на повсеместное декларирование гуманистического индивидуального подхода, попытки построения системы детерминации личностных изменений, способной всесторонне описать траекторию индивидуального и личностного развития мужчины, встречаются не часто и характеризуются, как правило, внутренней противоречивостью. В современном обществе происходит ломка традиционной системы половой стратификации, которая приводит к изменению тендерных ролей, в том числе и родительских, поэтому проблемы семьи как социального института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, социализирующей функции семьи становятся все более актуальными.
В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины . Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности, до исследования влияния принятия матерью ребенка и влияния ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Особенности отцовства, эмоционально-мотивационные и ценностно-смысловые аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и значимыми при составлении коррекционных программ развития детей, программ психологического сопровождения семьи и, в частности, беременности и при разрешении различных конфликтных семейных ситуаций.
Степень разработанности проблемы в научной литературе: Вопросы участия мужчины во взаимодействии с будущим поколением, в воспитании, в передаче опыта поднималась еще со времен Ж.-Ж. Руссо. Различными аспектами данной проблемы в разное время занимались психоаналитики (о роли отца в развитии ребенка говорил еще 3. Фрейд, но позднее исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, Д. Боулби, К.Хорни, и др.) ; бихевиористы (научение, в том числе тендерной роли) ; гуманистически и экзистенциально ориентированные психологи ; ученые, придерживающиеся теории социального научения; занимающиеся педагогической, детской, возрастной психологией, психологией отклоняющегося поведения, педагоги, социологи  и даже юристы. Однако, на наш взгляд именно изучение отношения отца к ребенку и влияния отцовства на развитие личности мужчины позволит уточнить многие возможно менее очевидные, поэтому малоизученные, но теоретически уже обозначенные З. Фрейдом, К. Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности, и, таким образом, внести дополнения в решение некоторых проблем детской и семейной психологии, психологии развития и психологии личности.
Биологические и исторические предпосылки играют важнейшую роль в формировании личности современного человека, что касается и формирования способов, особенностей и характеристик выполнения отцовской функции конкретным мужчиной. Биологические и социальные факторы тесно взаимосвязаны, однако, по мнению И.С. Кона и В.В. Бочарова , если биологическое определяет психофизиологическую готовность к отцовству, то социальные факторы достаточно жестко регламентируют реализацию этой готовности . У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных особенностей и условий и существенно варьируются. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному, социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом в системе социальных ролей. Связанная с практикой разводов современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев, матерью , приводит, как было отмечено еще в начале XX века П.П. Блонским и Л.С. Выготским , к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем.
С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция: в современной западной психологической науке с восьмидесятых годов часто употребляется выражение «новый отец», отец, признающий ценность отцовства, принимающий активное участие в развитии своего ребенка.
Традиционно родительство изучается психологами в зависимости от теоретического подхода к данной проблеме. Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения - ребенок или родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка . Во втором подходе рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя. Здесь исследуются самореализация личности в родительстве, вводятся понятия социальная роль, статус, социальные нормы, стереотипы и требования, исследуется феномен так называемого родительского «инстинкта» (материнского и отцовского), чувства, образы - Я, Я-концепция и другие личностные характеристики, так или иначе связанные и изменяющиеся с родительством .
Исследования в рамках первого направления говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка еще до рождения ребенка, когда отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий. Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Кроме того, отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм, дисциплинирует детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, то есть является проводником общественных норм и ценностей. Доказано также и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка, в том числе на его полоролевую идентификацию.
В этом смысле весьма перспективным представляется рассмотрение семьи как системы, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Таким образом, не только отец и мать влияют на детей, или отношения супружеской пары оказывают влияние на развитие детей, но и отношения в диаде родитель — ребенок влияют на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов. При этом отношения отца и ребенка не изолированная сфера, эти отношения важны и для функционирования всей семейной системы. Особо интересным представляется изучение влияния данного феномена на развитие личности самого мужчины-отца.
Такие авторы, как И.С. Кон , В.Ф. Анурин , придерживающиеся второго направления изучения родительства, считают, что именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс социализироваться самому, шанс саморазвития. В древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком . Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости.
Отцовство тесно связано с такими понятиями, как: социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества; статуса мужчины в данном социуме; а также социальные стереотипы, предписывающие определенные правила выполнения этой роли, в том числе и тендерные стереотипы, а также с такими личностными образованиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. Речь идет даже не столько об операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной.
Материнская функция признается обществом почти священной и довольно хорошо регламентирована, отцовская роль менее структурирована.
Кроме того, важнейшим фактором отношения к ребенку являются отношения с собственным отцом, перенятие паттернов его поведения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствует проявлению чувств мужчинами.
Таким образом, многие проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют социальные причины. Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и, возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. В то же время, современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство исследователей считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагало усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир, начиная с младенчества. Для этого необходимы соответствующие социально-экономические условия, такие, например, как: фиксированный рабочий день и равная оплата труда для женщин и мужчин, так как различная оплата труда является, с одной стороны, дискриминацией женщин в профессиональной сфере, а, с другой, не позволяет мужчинам при желании заниматься ребенком, а также и другие условия социально-политического характера, которые возможны только при сформированном представлении о незаменимости отцовской роли, важности отцовства для развития самого мужчины в общественном сознании, которое может быть обеспечено только своевременными и достоверными научными исследованиями феномена отцовства и его влияния на развитие личности.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью изучения влияния отцовства на развитее личности отца и недостаточной степенью разработанности данной темы. В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных исследований, направленных на изучение данного феномена и его влияния на развитие личности.
Гипотеза дипломной работы: отцовство является фактором оптимизации развития личности в период взрослости.
Цель дипломной работы: выявление готовности к отцовству и легкости принятия родительской позиции в зависимости от возраста отца.
Объектом исследования выступает развитие личности и возрастные этапы развития.
Предметом исследования является продуктивное отцовство и его влияние на развитие личности.
Исходя из цели исследования, сформулирована основная гипотеза, заключающаяся в следующих допущениях: во-первых, отцовство является комплексным образованием, в структуре которого можно выделить структурные компоненты; во-вторых, отцовство является фактором оптимизации развития личности.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы в работе поставлены следующие задачи:
–Определить понятие отцовства, выявить его структурные компоненты (разработать модель отцовства), и обозначить критерии оптимизации развития личности.
–Разработать теоретическую модель влияния отцовства на оптимизацию развития личности.
–Исследовать возрастные особенности развития личности у респондентов с различной степенью выраженности феномена отцовства.
Теоретико-методологической основой исследования явились общая теория личности Б.Г. Ананьева, идеи гетерохронности и полифакторной обусловленности развития (К. Бюллер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав); эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, концепция материнства Г.Г. Филипповой.
Структура дипломной работы:
В теоретической части дипломной работы проведен анализ современного состояния исследований по проблеме отцовства с позиций социальной обусловленности родительства, культурно-исторической детерминации моделей отцовства, роли отца в развитии ребенка.
В первой главе дипломной работы дана характеристика взаимосвязи социально-исторических условий и содержания родительских ролей, специфики отцовства по сравнению с материнством, проведен анализ образа отца в семейной системе.
Во второй главе дипломной работы дано обоснование значительного влияния межиндивидуальных различий на проявление родительских качеств мужчин.
В третьей главе (практической части) в соответствии с целью исследования, выдвинутой гипотезой и теоретико-методологическими обоснованиями исследования проведено анкетирование 30 отцов.
В дипломной работе использован комплекс методов: теоретический анализ психологических источников по теме исследования. Опросные методы. Специально разработанная анкета двух вариантов (для мужчин, имеющих детей - вариант С; для мужчин без детей - вариант А).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.    Анурин В. Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт// Социс, 2000. –№9. – С. 88–95.
2.    Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. N° 1. С. 75-89;
3.    Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2;
4.    Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001;
5.    Блок Д.Х. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин / Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 168-181.
6.    Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфи ку отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44—55.
7.    Бочаров В.В. Антропология возраста. – М.: Прогресс, 1999. – 189 с.
8.    Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
9.    Варга А. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2.
10.    Варга А. Типичные предрассудки российских семейных терапевтов. Доклад на конференции по семейной психотерапии Международного конгресса «Психотерапия и консультирование личности, семьи, социума». М., 20-22 мая 2004.
11.    Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. М: Институт психотерапии, 2000;
12.    Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тесты. – М., 1993. – С. 3-28.
13.    Волкова С.И. Социально-философский анализ полового деморфизма и тендерной самоидентофикации. – М.: Прогресс, 1998. – 324 с.
14.    Выготский Л.С. Собрание сочинений. – В 6–ти т. – Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
15.    Годфруа Ж.. Что такое психология. - В 2-х т. - т. 1. - М.: Мир, 1996. – 491с.
16.    Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. – 2000. – № 10. – С. 90–97.
17.    Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс, 1997. – №1. – С. 72-79.
18.    Демоз Л. Психоистория / пер. А.В. Шкуратова. Ростов н/Д.: Феникс 2000.
19.    Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования феномена отцовства в рамках групповой работы//Семейная психотерапия и семейная терапия. - 2004. - № 4. – С.36-42.
20.    Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 104-110.
21.    Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Структурный анализ акмеологического феномена отцовства // Психология зрелости и старения. - 2003. - № 4. – С.35-52.
22.    История психологии: Тексты /Под. ред. П.Я.Гальперина, А.И.Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 463 с.
23.    Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло- ролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
24.    Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. 2007. № 1С. 15-26.
25.    Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 87-99;
26.    Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367с.
27.    Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988. – 269 с.
28.    Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И.А.Жеребкиной. – СПб.: Алетейя, 2001, С. 562-606.
29.    Кон И.С. Ребенок и общество. М.: ИЦ «Академия», 2003.
30.    Кон И.С. Этнография родительства. – М., 2000.
31.    Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И.А.Жеребкиной. – СПб.: Алетейя, 2001, С. 562–606.
32.    Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988. – 269 с.
33.    Кондратов М.Ю. Психологические особенности психосоциального развития подростков // Журнал практического психолога. – 1997. – №3. – С. 10–13.
34.    Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: монография. – Новосибирск: Изд-во НПГУ, 2003. – 667 с.
35.    Кравченко А.И. Социология: Учебник для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2000. – 382 с.
36.    Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
37.    Куприянова И.С. Однополые семьи в современном обществе: пробле мы нормализации // Проблема нормы и патологии: современные дискурсив ные практики. Саратов: Изд-во СГМУ, 2002. С. 28-32.
38.    Литвинова А.В., Большакова Н.Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 2 / под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 318—322.
39.    Ляксо Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни // Психологический журнал. 2002. — т. 23. – №2. – С. 47–54.
40.    Мальцева И.О. Тендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда / И.О. Мальцева, СЮ. Рощин; Государственный ун-т — Высшая школа экономики. М.: ИД «ГУ ВШЭ», 2006.
41.    Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. Г.А. Балла, А.И. Киричука, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 1999. – 421 с.
42.    Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
43.    Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Инстит ут психотерапии, 2003.
44.    Овчарова Р.В., Демчук Н.А. Влияние структуры родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству // II межрегиональная конференция «вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики». - Казань, 2006.
45.    Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. - №1
46.    Опыт исследования продуктивного отцовства в рамках работы с тренинговой группой // «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005.
47.    Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. – 680 с.
48.    Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. – М.: Мысль, 1989. – 188 с.
49.    Рахманова В.К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование. №4. 2008. - http://www.psyedu.ru/journal/2008/4
50.    Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. – т.21. – №3. – С. 88–95.
51.    Россохин А. Все о моей матери // Psychologies. 2006. № 8. С. 100-103.
52.    Рыбочкина О.С. Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей // Материалы Второй Всероссийской научной конференции психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 2 / под «. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидер- М., 2005. С. 242-245.
53.    Рыбочкина О.С. Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей // Материалы Второй Всероссийской научной конференции психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 2 / под «. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидер- М., 2005. С. 242-245.
54.    Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989.
55.    Силина Е.А. Образ отца в восприятии воспитанников детского дома Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проб лемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 3 / под общ. ред. д-ра психол.: В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 286—290.
56.    Соловьева А.А. Роль образа родителя в социализации детей, воспитываю щихся вне семьи // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 3/ Под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 318-320.
57.    Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.– М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2. – С. 398-437.
58.    Федорова Н.В. Патернальная депривация в условиях семейного воспитан ия // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологич еские проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 3 / под общ. ред. а психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса: М., 5. С. 442-444.
59.    Флейвелл Дж. (Flavell J.) Генетическая психология Жана Пиаже / Пер. с англ. – М., 1967. – 623 с.
60.    Фридрих Е. Триангуляция // Психоаналитический вестник. 1998. № 6. 14-19.
61.    Хорни К. Женская психология. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. — 223 с.
62.    Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1998. – 608 с.
63.    Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Институт психотерапии, 2001.
64.    Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб.: Тимошка, 1997. с. 332.
65.    Ялом. И. Теория и практика групповой психотерапии. - СПБ.: Питер, 2000. - 640 с.

Загрузка...
Яндекс цитирования www.megastock.ru